Воздействие рекламы на психику человека

dreamstime_m_17807662

Что такое реклама? Для многих это лишь раздражающий фактор нашей повседневной жизни с которым мы сталикиваемся повсюду, на учебе или работе, по дороге на работу или учебу, слушая радио или смотря телевизор. На самом деле реклама это огромный механизм влияния или если хотите целая психологическая наука, где предметом психологии рекламы является реклама как общественное, связанное с массовыми коммуникациями явление, а объектом выступают психологические механизмы восприятия и переработки рекламной информации.

Основные этапы развития рекламы, как системы средств массовой коммуникации, более подробно можно описать, рассмотрев при этом социально-психологические установки и их составляющие, лежащие в основе маркетиноговой политики.

Итак, окунемся в историю. Практически с начала прошлого века формируются основные концепции которые обуславливают ту или иную маркетинговую стратегию направленную на взаимодействие с потребителем. Первая концепция производственно-ориентированная начала развиваться в конце 20 начале 30 гг. прошлого века. Основателем данной концепции считается Г. Форд, в основе его идеи лежит ориентация на производственный процесс. Генри Форд создал конвейерную сборку автомобилей. Вся гениальность идеи заключалась в том чтобы сориентировать массового потребителя на тот продукт , который считается очень дорогим. Потребитель должен был осознать что данный продукт доступен массовому потребителю но при этом остается ценностью. Переход на конвейерное производство привел к тому что стоимость автомобиля снизилась, но при этом повысилось количество производимого продукта. Таким образом при более низкой стоимости увеличивается количество потребителей.

Таким образом, то что производитель ориентирован на массового потребителя, а не элитного, и является отражением социально-психологической концепции производственно-ориентированного маркетинга. Основная идея данной установки заключается в том, чтобы снабдить рынок ценными, но дешевыми продуктами.

Со временем потребительские предпочтения стали рекламаиграть важную роль в союзе с производителями товаров и услуг. Это проявилось в том что потребитель стал диктовать свои индивидуальные предпочтения к выпускаемому продукту. Так возникла задача воссоздать универсальный товар по одинаковой цене. На спрос оказывают влияние индивидуальные предпочтения, поэтому спрос становится нестабильным и колеблется. На смену производственно-ориентированного маркетинга пришла концепция продукто-ориентированного маркетинга. Происходит ориентация на продукт который стал наиболее дифференцированным. Меняется социально-психологическая установка союза производителя товаров и услуг и потребителя товаров и услуг. Суть установки есть производство дифференцированных товаров ориентированных на определенную целевую аудиторию, с определенной покупательской способностью. Эта концепция начинает формировать дифференцированный спрос. Производитель бросает все силы на то чтобы производить товары индивидуального предпочтения. Такая концепция как и предыдущая нацелена на долгосрочные отношения с потребителем.

В последующие годы, а именно в 60 е -80 е гг., Маркетинговая политика стала максимально ориентироваться на клиента. Так родилась клиенто- ориентированная концепция. Основная идея данной концепции состоит в том чтобы создавать такие товары и услуги которые не зависят от массового производства , т.е. ориентированные на индивидуального, частного клиента. Из этой идеи следует что диффиренцирован не только продукт разной ценовой категории , но и избирательное отношение к клиенту.

Главной отличительной чертой этой концепции стало то что появилась возможность сочетать производство которое рассчитано на массового потребителя по относительно низким ценам, но с другой стороны это продукты и услуги которые имеют сильную составляющую, а именно подгон массового продукта под отдельный конкретный заказ.

Четвертая концепция маркетинговой политики имеет название агрессивный маркетинг. Основная задумка состоит в том чтобы предлагать потребителю множество однотипных товаров и услуг, при этом когда один какой-либо товар проигрыет и уходит на второй план, его место занимает другой. Агрессивный маркетинг работает на долгосрочную перспективу, влияя на сознание потребителя.

Пятая концепция маркетинг с человеческим лицом или ценностноориентированный маркетинг. Основная задумка этой концепции заключается в отсутствии ограничения потребителя в потреблении чего-то одного, потребителю предлагается сделать выбор в пользу общечеловеческих социальных ценностей различного характера, тем самым формируя позитивный образ самих себя.

Шестая концепция, я назвала ее перейдем на «ТЫ», развивается в наши дни. В связи с быстрыми темпами развития информационных технологий, перед обществом стоит огромный выбор товаров и услуг, поэтому ориентир потребителя направляется на тот образ жизни и стиль жизни к которой принадлежит потребитель. ПО сути происходит взаимодействие с потребителем, реклама товара минимизирована, но взаимодействие происходит через референтную группу и механизмы подражания и заражения. Таким образом потребителя втягивают в стиль жизни в котором без определенных товаров, услуг он не может существовать.

За много лет психологические исследования в области рекламы накопили огромный багаж знаний, которые позволяют ответить на вопросы про то как происходит восприятие, переключение внимания, переработка рекламной информации. Все эти знания создают основу для понимания механизмов потребительского поведения во взаимодействии с производителем товаров и услуг.

Так же очень важно что психологические исследования позволяют управлять потребителем, для создания наилучших рекламных сообщений и акций, для увеличения спроса со стороны потребителя.

Так вот подводя итог всего выше сказанного, хочется заметить что психологические исследования в области рекламы преумножают свой потенциал, появляется все больше рычагов воздействия. Они входят в нашу жизнь совершенно незаметно, управляя нами. Но если ты находишься с другой стороны баррикад, и понимаешь как это происходит, то этот многолетний опыт дает человеку колоссальные возможности. Главное не терять голову от власти, которую дает эта область науки.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий