Тестирование как форма проверки (для оценки) обученности студентов по дисциплине «Менеджмент».

В любом образовательном процессе обучаемым выставляются оценки за знания. Но процесс оценивания на сегодняшний день далёк от идеала. Традиционные системы оценки не отвечают современным требованиям образования, не учитывают потребности студентов, не объективны и не точны.

Оценка в учебном процессе должна выполнять следующие функции:

• оценка качества знаний;

• стимул учебной деятельности студентов.

Чтобы оценка могла выполнять эти функции, она должна удовлетворять следующим требованиям:

• быть максимально объективной (по возможности);

• быть точной (т.е. оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого);

• быть понятной студенту.

В качестве альтернативы традиционным системам оценки предлагаются новые или редко используемые системы, в том числе тестирование, которые должны позволить, по мнению авторов, устранить имеющиеся недостатки.

По-английски слово «test» означает «проба», «испытание». Впервые тесты в обучении начал применять в Великобритании Дж. Фишер ещё в 1864 г. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 г. По его мнению, тесты — это серии одинаковых испытаний группы индивидов, а также статистическая обработка результатов на основе выделения эталонов оценки. Официально термин «тест» ввел в научный оборот американский психолог Дж. Кеттел в 1890 г. Первый стандартизованный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торндайком (1874-1949).

В России тесты привлекли внимание педагогической общественности в 20-х годах. В 1926 г. был даже опубликован сборник тестов для школ, но спустя 10 лет они были запрещены. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной. Трудности в области внедрения тестирования очевидны и сегодня. Не смотря на усилия министерства образования, внедрение единого государственного экзамена проходит с преодолением огромного количества трудностей и препятствий.

Тесты и тестирование для контроля знаний студентов сегодня используются как преподавателями по своим дисциплинам (промежуточное по темам, итоговое по окончанию семестра), так и большинством учебных заведений среднего профессионального образования (в том числе ГОУ «Подольский колледж»). Однако должной систематизации ещё не существует, в большей степени это касается тестов используемых для проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности, так как учебные заведения используют свои разработки.

Широкое распространение в практике получили диагностические тесты успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написание очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т.п.

С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы по степени обученности.

Тест — это задание на деятельность и эталон ответа или решения:

Требования к тестам:

• задание должно соответствовать изученному материалу;

• задание должно соответствовать достигнутому уровню деятельности;

• задание должно соответствовать эталону ответа.

Оценка выполнения теста производится путем сравнения ответа студента с эталоном: если его ответ совпадает с эталоном, тест засчитывается; если же ответ не совпадает с эталоном, он не засчитывается. Наличие эталона обеспечивает объективность выставляемой оценки. В практике нашего учебного заведения тестирование используется как составная часть ИГА – первый этап тестирование – 50 тестов по 5 дисциплинам (10 из них по менеджменту).

Составление тестов

Различают два вида тестов на выборку:

• альтернативные;

• избирательные.

Альтернативный тест представляет собой вопрос, допускающий только 2 варианта ответа: «да» или «нет». Например:

— Верно ли утверждение…?

— Согласны ли вы с тем, что…?

При этом шансов угадать ответ:

где n — число вопросов.

Поэтому один вопрос задавать нельзя; чем больше вопросов, тем меньше шансов на угадывание.

Избирательный тест представляет собой вопрос, на который предлагается несколько (обычно 4-5) вариантов ответа, из которых студент должен выбрать правильный.

Конструкция вопроса может быть такой:

Менеджмент – это:

1. система организации и управления предприятием;

2. система, состоящая из совокупности экономических процессов, происходящих внутри предприятия;

3. система, направленная на мотивацию работников предприятия;

4. нет верного ответа.

Основоположником научного управления является:

1. Ф.У. Тейлор;

2. Г. Гантт;

3. Э. Мэйо;

4. А. Файоль.

5. Нет верного ответа

Кроме тестов на выборку (альтернативных и избирательных) существует 2 типа тестов на воспроизведение:

— конструктивные,

— подстановочные.

Конструктивный тест представляет собой обычный теоретический вопрос, четко сформулированный, но без вариантов ответа:

— Перечислите последователей Ф.У. Тейлора.

— Назовите функции управления.

При использовании конструктивных тестов должен быть эталон ответа, что обеспечивает объективность оценки знаний.

Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено какое-либо слово (число, цифра или конструктивная деталь).

Тесты-задачи тоже бывают двух видов:

— типовые, когда ход и метод решения студенту известен;

— нетиповые, когда ход и метод студенту не известен, и он должен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала.

Примеры типовых задач:

• Построить схему линейной структуры управления;

• Дать принципиальную схему процесса принятия и разработки управленческого решения.

Эталоном ответа в типовых задачах, как правило, служит конечный результат.

В нетиповой задаче студент должен разработать метод ее решения (для заданных нестандартных условий: принять решений в кризисной ситуации, в условиях дефицита времени, построить мотивационную модель), поэтому по форме эти задачи сходны с типовыми. Эталоном ответа в нетиповых задачах может служить:

• конечный результат;

• описание хода решения (без конкретных расчетов);

• указание способа решения (без его расшифровки).

Организация объективного контроля знаний

Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном контроле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый уровень усвоения деятельности. Уровень деятельности считается достигнутым, если студент выполняет правильно не менее 70% предъявленных ему тестов, поэтому шкала оценок при объективном контроле знаний может быть записана в виде следующей шкалы:

70-80% — 3 балла (39 – 41 верных ответов из 50);

80-90% — 4 балла (42 – 47 верных ответов из 50);

90-100% — 5 баллов (48 – 50 верных ответов из 50).

Тестовый контроль является базой для совершенствования учебного процесса и привлекателен многим:

• обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний студента;

• экономит время преподавателя;

• улучшает психологический климат на экзамене или зачете;

• позволяет администрации учебного заведения оценивать работу преподавателей.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть выявлена.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Надежность тестов зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом.

Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов (правильностью значений). Грамотно составленные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. особенно это важно в период подготовки и проведения аттестации учебного заведения и специальности.

Традиционные системы контроля и оценки знаний и умений студентов, по моему мнению, имеют один существенный недостаток. Он состоит в том, что все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя, что лишает студента инициативы, самостоятельности и состязательности в учебе. Причины этого лежат на поверхности, преподаватели часто нарушают элементарные требования, предъявляемые к контролю знаний и умений студентов. Вместо планомерности и систематичности контроль обретает черты непредсказуемости и внезапности. Объективность контроля на практике зачастую превращается в субъективную предвзятость. Одно из главных требований к контролю — учет индивидуальных особенностей студентов — просто игнорируется. Значить внедрение новых систем контроля степени обученности в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент» неизбежно, при этом возможно сочетание различных систем контроля, например десятибалльной шкалы степени обученности и тестирования.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий