В наш современный век общество нуждается в образованных творчески мыслящих личностях, способных приносить пользу государству и всему обществу. Посредством образования происходит передача знаний и умений, ценностей культуры подрастающему поколению. Существующая система образования не отвечает данным требованиям, что обуславливает актуальность проводимого нами исследования.
Роль и место образования в обществе
Образование – это особенный социальный институт, осуществляющий социализацию и получение личностью индивидуальных качеств. Образование «создает» личность, оказывая влияние на его нравственные, интеллектуальные и физические стороны развития. Образовательная система имеет своей целью не простую передачу информации, а полноценное развитие личности, его интеллектуальное развитие. Анализ актуальной литературы показывает, что современное общество переживает непростое время, когда на образование возлагается ряд многих социальных функций, выполнить которые ему под силу только в том случае, если оно будет совершенствоваться.
Еще Аристотель утверждал, что только Боги (еще животные) могут обойтись без общества, а человек – нет. Например, ребенок, лишенный с самого начала своего существования общества или воспитывающийся не в среде людей, никогда уже не станет человек и не сможет самостоятельно выжить в человеческом обществе. Такие случае нередко описываются в литературных источниках.
Таким образом, заложенных изначально природных биологических основ недостаточно для того, чтобы стать полноценным «человеком». Они в обязательном порядке должны дополняться программой, записанной в знаках культуры.
Следует добавить, что образование – это, прежде всего система, например, система образовательных учреждений, которая разнится по уровню и профилю. В связи с тем, что образование обладает рядом особенных качеств (гибкость, вариативность, адаптивность, стабильность), придающих образованию системности . Знакомясь с основами культуры, человек не просто адаптируется к постоянно изменяющимся условиям социума, но и развивает в себе возможности к самостоятельной активной деятельности.
Особенности влияния образовательного процесса на развитие человека
Образовательный процесс имеет некоторые специфичные особенности. Образовательный процесс при этом выступает в роли канала передачи информации от преподавателя (или заменяющего его источника образовательной информации) к слушателю (студент, учащийся и т.д.), выступающему потребителем информации. технологией. Итак, образование представляет собой важнейший элемент любого человеческого общества на каждом этапе его исторического развития. Осмысление образовательного процесса происходит с точки зрения понимания его как социокультурного феномена.
XXI век – век инноваций и интеллекта. Стоит обратить внимание, что интеллект выступает в роли катализатора процессов модернизации, происходящих в обществе. На сегодняшний день российское образование является по праву инновационным, то есть отвечает всем требованиям развивающегося общества . По причине глобальных изменений в современном мире меняются.
Кроме того, необходимо добавить, что образование помогает человеку в понимании самого себя, в поиске своего предназначения в этом мире. Это способствует повышению самооценке, что является следствием душевного и нравственного благополучия.
На основе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что образование представляет собой одну из самых важнейших общечеловеческих ценностей. Его реализация зависит от существующих в данном обществе систем образования, отличающихся друг от друга принципами построения.