Процесс обучения взаимосвязан с другими сопутствующими функциями образования, это воспитание и развитие, без которых полноценный педагогический процесс не возможен.
Педагогика включает в себя воспитание, обучение, образование младшего поколения или малоразвитых слоев населения.
Базовые категории педагогики
В Воспитании есть разные направления.
- Религиозное.
- Эстетическое.
- Нравственное.
- Гражданско-правовое.
- Патриотическое.
- Трудовое.
- Экологическое.
- Интеллектуальное.
Религиозное воспитание подразумевает под собой внушение человеку высоких духовно-нравственных качеств и религиозных норм, где главным аспектом является вера в Бога. Развивает у людей доброту, уважение, и любовь друг к другу и Богу.
В нашей стране всегда было очень развито трудовое и патриотическое воспитание. Очень важно для нашего государства, здоровое и верное стране молодое поколение. Сейчас очень много строится спортивных комплексов, оздоровительных учреждении. Открываются патриотические кружки и лагеря. Проходят акции памяти, возрождаются и сохраняются старые традиции. В школах учат заботе об интересах Родины и своего народа. Также очень важным является гражданско-правовое воспитание. Цель его — воспитать доброго, сильного, честного человека, знающего свои права и исполняющего свои обязанности. Каждый должен стать личностью со своими достоинствами полезными для общества.
Обучение это взаимоотношение учителя и ученика, в процессе которого, ученик систематически получает от учителя знания, навыки, умения и опыт. Во время обучения формируется новая модель поведения. Существуют разные методы обучения, рассмотрим их далее.
Немного о методах обучения
Процесс обучения включает в себя совокупность использования различных методик, педагог использует их комбинировано, в зависимости от конкретных стоящих перед ним целей.
Практический метод основывается на физических действиях — лабораторные и практические работы, упражнения.
Словесный метод — самый лучший, включает в себя беседу (учитель может поговорить с учеником и во время разговора преподать ученику нужный материал и понять усвоил тот его или нет), объяснение вопроса (что дает ученику способность самостоятельно мыслить), совет и поощрение (что очень важно для ученика, так как мотивирует его к лучшему результату).
Также очень интересен наглядный метод обучения. Так как обучающиеся в большинстве своем — это дети, а детям, как известно, очень хочется все потрогать, увидеть, пощупать, услышать. Наглядный метод все это подразумевает с помощью иллюстраций, макетов, компьютерных программ, наблюдений. Данный метод обучения является классическими методами, но существует много разных видов обучения, но цель одна (научить, объяснить, доказать). Обучение проводят в дошкольных учреждения, школах, кружках, высших учебных заведениях. Много краткосрочных обучающих курсов с разными направлениями полезными для человека.
Целенаправленный процесс воспитания и обучения дает нам образование, которое очень важное благо для человека, семьи и общества.
Образование помогает людям быть грамотными, культурными, профессионально пригодными для государства , делает человека всесторонне развитым, обуславливает нормы общественного поведения. Система образования в России начала развиваться в первой половине 6 века. Тогда в Киеве была основана школа, князя Владимира и в Нижнем Новгороде школа Ярослава Мудрого. Учили грамматике, риторике, астрономии, арифметики, геометрии. Школа была не просто образовательным учреждением, но и культурным центром той местности, где она находилась. Не всем было доступно образование. Петром 1 была основана система профессионального образования, но также не для всех.
Советуем ознакомиться со статьей — о роли образования в культуре общества.
Таким обзором все базовые категории педагогики взаимосвязаны, одно невозможно без другого, однако все они несут свой смыл и цель.
Представим проект педагогической матрешки, данная идея принадлежит российской ученой, проводившей исследования в этой области — В.С.Безруковий.