Влияние США на мировой порядок в годы холодной войны и после ее завершения.

влияние сша

Годы холодной войны (1945 – 1991) знаменуются формированием биполярного (две сверх державы регулируют взаимодействие внутри своих сфер влияния) мирового порядка (совокупность отношений, которые структурируются механизмами и акторами с целью обеспечения предсказуемости и управляемости общественно-политических взаимодействий за пределами государственных границ), а также происходит формирование США в качестве гегемона ( доминирующее государство, обеспечивающее определенный уровень общественного порядка, а также способность влиять на формирование предпочтений и интересов других государств.). Но с окончанием холодной войны сложился однополярный мировой порядок ( структура международной системы, при которой возможности одного государства слишком велики, чтобы быть уравновешенными, а также международная система, в которой существует одна сверхдержава, обладающая глобальным влиянием и способная организовывать военно-политические акции в любой точке мира («проецирование мощи»)), в котором сверхдержавой, обладающей глобальным влиянием стали Соединенные Штаты Америки. Под их началом сложился либеральный мировой порядок (дает безопасность и экономическое процветание), принципы которого были воплощены в международных институтах. В данной работе рассматривается влияние США на мировой порядок, начиная с окончания Второй мировой войны и по сегодняшний день.

Факторы повлиявшие на формирование американской гегемонии (доминирующее государство выступает в роли «ядра» международной системы, формирует правила и обеспечивает следование им, а самое главное обеспечивает общественные блага) прослеживаются с окончанием Второй мировой войны и началом холодной войны (Из-за того, что США обладали монополией на ядерное оружие, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль решил укреплять отношения с США и 5 марта 1946 года произнес свою знаменитую речь в Фултоне, что и явилось формальным началом холодной войны. Само выражение «холодная война» появилось в американском политическом лексиконе с апреля 1947 года с подачи политика Бернарда Баруха, вскоре ставшее популярным благодаря статьям американского публициста Уолтера Липпмана. Сам термин употребляется в двух значениях. В широком – как синоним слова «конфронтация» и применяется для характеристики всего периода международных отношений с окончания Второй мировой войны и до распада СССР, в узком – частный вид конфронтации, наиболее острая форма в виде противостояния на грани войны. Например, как в период с первого берлинского кризиса 1948 г. до Карибского кризиса 1962 г. Смысл данного выражения в том, что обе стороны предпринимали враждебные шаги по отношению друг к другу, но в тоже время следили за тем, чтобы не оказаться в состоянии «горячей войны»). Гегемония формируется тогда, когда перестает учитываться равномерное распределение материальной мощи, а также интересы других государств. Во время конфронтации (тип отношений между странами, при которой действия одной стороны систематически противопоставляются действиям другой. Не исключает периодического сотрудничества между противостоящими субъектами по отдельным направлениям отношений) двух сверхдержав США и СССР, Соединенные Штаты начали превосходить своего «конкурента» благодаря правильно выбранной военной и экономической стратегии. Более того, система (совокупность разнородных элементов, объединенных регулярными взаимодействием в соответствии с определенными формами контроля) США оказалась более гибкой по сравнению с СССР — США использовали дипломатию, а СССР нет. Перед коммунизмом стояла цель уничтожения капитализма: догнать и перегнать капитализм, но без рынка. Пока США занимались созданием экономических рычагов для управления мировым сообществом, ученые в СССР бросили все свои усилия на оборонную промышленность. Все усилия СССР были направлены туда, где он мог конкурировать с США, а это и есть показатель недальновидности Советского Союза и создании однополярного мира впоследствии под лидерством США. Но в годы холодной войны страны примыкали к сильнейшим – либо к США, либо к СССР, так как после Второй мировой войны количество государств кардинально увеличилось, но они были еще слабы.

Причины конфронтации двух сверхдержав и формировании биполярного мира кроятся в создании ялтинско-потсдамской системы международных отношений (по названиям двух ключевых международных конференций в Ялте 4-11 и в Потсдаме 17 июля – 2 августа 1945 г.), которая не имела прочной договорно-правовой базы. Были согласованы базовые подходы к послевоенному мироустройству руководителями трех главных держав антинацистской коалиции (СССР, США и Великобритания), но лежавшие в его основе договоренности были либо устными либо закрепленными в декларативной форме. Это и послужило причиной того, что стороны стали использовать не правовые методы в исполнении этих договоренностей, экономические и военные методы давления. Между США и СССР стала возникать конфронтация, которая начала выглядеть как противостояние идеалов и моральных ценностей. «Свободный мир» во главе с США vs «социалистического лагеря» во главе с СССР.

Но США осознали механизмы, благодаря которым они могли начать влиять на мировой порядок и начали это делать, придав им форму и получив поддержку со стороны своих союзников.

После того, как американцы одержали победу над Японией в Тихом океане во Второй мировой войне, они осознали, что ключевое значение в ближайшее десятилетие будут иметь военно-воздушные силы. Поэтому были поставлены следующие задачи: 1. Обширная сеть баз за пределами американской территории, которые могли гарантировать контроль над линиями международных коммуникаций для обеспечения военного транзита в непредвиденных ситуациях. 2. Право пролета военных самолетов в мирное время над территориями иностранных государств.

Также переосмыслив опыт преодоления последствий мирового кризиса 1929-1933 гг. американская сторона стала быть уверенной в том, что с помощью общемировых координирующих механизмов может быть достигнута стабилизация мирового хозяйства. Ими стали три института: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Именно перед МВФ была поставлена задача по восстановлению золотодолларового стандарта (регламентирование обмена золота на доллар по официальному курсу и фиксирование твердых обменных паритетов в основных мировых валютах). МБРР стал инструментом содействию развития отстающих стран с помощью предоставления целевых кредитов и поощрения инвестиций через предоставление гарантий инвесторам. ГАТТ предназначалось для содействия либерализации международной торговли через поэтапное снижение таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений. Впоследствии Всемирная торговая организация (ВТО) была образована на основе данного соглашения 1 января 1995 года. Конференция по вопросам о создании МВФ и МБРР состоялась в г. Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 23 июля 1944 г. и стали частями системы учреждений ООН. Подписание ГАТТ состоялось в Женеве в октябре 1947 года. Так образовалась Бреттон-Вудская система мироэкономических регулирующих механизмов. Мировое сообщество подержало экономическую инициативу США, что в последствии отразилось на лидерстве США.

СССР в 1944-1945 гг. также принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской экономической комиссии, Международной организации гражданской авиации и др., постепенно Сталинское руководство стало осознавать, что США вместе с Великобританией и другими западными странами обладали механическим большинством, а права вето предусмотрено не было. Таким образом, получалось, что свободы СССР во внешнеэкономической сфере ограничены. Также была вероятность проникновения иностранного капитала в советскую зону влияния в Восточной Европе, что могло привести к потере этих территорий. Из-за этих причин СССР отказалось ратифицировать бреттон-вудские соглашения, что послужило причиной того, что Советский Союз оказался вне рамок мировой системы экономического регулирования. Советский Союз не осознавал, что тем самым США выходит на передовую – создание институтов является одним из факторов гегемонии США. Советское руководство не было дальновидным в экономическом отношении. Оно не осознавало в отличие от США роли институтов. Поэтому после того, как ВТО была создана в 1995 году на основе соглашения ГАТТ, которое СССР отказалось ратифицировать, Россия 18 лет вела переговоры, чтобы присоединиться к мировой системе экономического регулирования и стала членом ВТО только 22 августа 2012 года. Вступив в ВТО, Россия, тем самым, вступила в либеральный мировой порядок.

С окончание Второй мировой войны создание Организации Объединенных Наций (ООН) 24 октября 1945 года ( вступление Устава, подписанного 26 июня 1945 года 50 гос-ами, в силу), способствовало тому, что появлялась трибуна для диалога между широким кругом государств. Привилегии Советского Союза в Совете безопасности были надежно закреплены. И еще 4-х стран: США, Великобритании, Франции и Китая. Но ООН столкнулась с невозможностью обеспечить совместимость интересов своих ведущих членов – СССР и США, вот почему главной функцией ООН тогда стало предупреждение вооруженного столкновения между СССР и США.

Еще одним фактором все возрастающего влияния США на мировой арене в годы холодной войны служит вступление в силу «Плана Маршалла» в апреле 1948 г. ( США предоставляли экономическую помощь странам Европы, пострадавшим от войны), делая эти страны зависимыми от Соединенных Штатов, что способствовало росту доминирования США.

4 апреля 1949 года была создана военная организация НАТО, которая взяла на себя обязанность обеспечивать безопасность других государств, а сегодня является институтом международного порядка. В подтверждении тому служит тот факт, что до тех пор пока Германия и Франция не были членами НАТО, они конфликтовали между собой, но после вхождения в 1949 г.(выход в 1966 г., с 2009 г.- снова член НАТО), а Западная Германия с 1955 г. – отношения между странами наладились. Создание НАТО является одним из факторов гегемонии США. Ведь Соединенные Штаты, создав данный институт привнесли в Западный мир безопасность (общественное благо). Поэтому чтобы защититься от Советского Союза в годы холодной войны, государства сплотились и согласились на американское лидерство. Но сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США вызвал усиливающуюся критику ядерной политики США. В связи с этим в 1966 году Франция выходит из НАТО. Союзники начинают осознавать какую роль стали играть Соединенные Штаты.

США осознавали свое преимущество в мире, так как владели ядерным оружием и были монополистами, но военные стратеги США никак не ожидали, что в скором времени они потеряют свою монополию на ядерное оружие, так как Советский Союз начал разработки и добился больших успехов. 29 августа 1949 года были проведены первые испытания ядерной бомбы в СССР. Но проблема была в том, что несмотря на то, что СССР располагал теперь ядерным потенциалом, США были далеко впереди по количеству зарядов и числу бомбардировщиков. США при любом конфликте с легкостью могли нанести бомбовый удар по СССР, в то время как Советский Союз с трудом смог бы ответить на это. Осознавая эту проблему и понимая, что для мирового лидерства необходимо военное превосходство, советское правительство, также как и американское стали наращивать военный потенциал.

С середины 1950-х годов, к США приходит осознание того, что в случае ядерной войны, СССР сумеет нанести ответный удар по американским городам, поэтому военные эксперты признают, что тотальная ядерная война СССР и США становится невозможной. Карибский кризис 1962 года, когда весь мир находится на гране ядерной войны, становится подтверждением этому. Это заставило весь мир одуматься, и с 1962 года – 1979 гг. происходит разрядка международной напряженности.

Но ввод советских войск в Афганистан в 1979 году послужило причиной нового обострения, так как Запад воспринял эти действия со стороны Советского Союза, как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. В этой связи президент США Рональд Рейган 8 марта 1983 года называет СССР «Империей зла» , провозгласив, тем самым, глобальную цель противостояния добра и зла. Ведь в сознание людей они очень быстро входят и дают им возможность понять кто их враг или друг. К.Шмидт «Вам нужно понять кто вы.»

Но в 1985 году президентом СССР становится М.Горбачев, который взял курс на улучшение отношений с США и Западом. Курс на «новое политическое мышление» в СССР способствовал тому, что идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту. Р. Рейган и Горбачев подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Их партнерство ускорило окончание холодной войны и падение Берлинской стены. Действия СССР, а именно отказ от коммунистической идеологии, зависимость экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть, привели к тому, что СССР пошел на широкие уступки во внешнеполитической сфере, а это и привело к его краху, и краху биполярного мира.

Капиталовложения США и их западноевропейских союзников стали увеличиваться на развитие научно-исследовательских программ военной ориентации. Война в Персидском заливе в 1991 году ускорила этот процесс. США модифицировали процесс военного планирования на региональном и глобальном уровне, тем самым продемонстрировав новое назначение высоких технологий во всех внешнеполитических операциях и дипломатии за рубежом. Это способствовало тому, что Запад стал приближаться к достижению согласия в том, что именно Соединенные Штаты должны предпринимать основные меры для установления технологического превосходства над возможным противником, показав это в военных действиях по отношению к Ираку.

Тот факт, что США стали усиленно вооружаться и внедрять свой стандарт в практику мировой дипломатии, в действиях США обнаружилась готовность «карать» всех, кто противостоит утверждению «нового мирового порядка». Таким образом, 21 сентября 1993 года они выступают с инициативой расширения свободного мирового сообщества различных демократических государств. Данная инициатива подразумевает, что будет происходить укрепление сообщества крупных рыночных демократических стран, одновременно расширяясь; будет происходить укрепление и консолидация новых демократических государств и рыночных экономических систем; а также будет поступать помощь демократии и рыночной экономике в регионах, вызывающих большую обеспокоенность Запада.

США осознали, что для достижения своих устремлений в глобальном масштабе на современном этапе становится информационная мощь. То, что американцы стали использовать новейшие информационные технологии за счет создания глобальных систем слежения, повышения точности наведения оружия, формирование выгодной информационной среды для США и Запада в целом логически ведет к тому, что США набирает все больший вес в геостратегии не с позиции «жесткой силы», а с позиции «мягкой силы», что означает, в первую очередь, целенаправленный психологический контроль над широкими массами населения и воздействие на умы наибольшей части общества посредством формирования «притягательного» образа демократии и развития свободного рынка исключительно по американской модели.

Теракт 9/11 сентября 2001 года в г.Нью-Йорк дал толчок к усилению притязаний США на роль гегемона в мире и привел к тому, что правительство США максимально сосредоточилось на выработке новых концептуальных основ геостратегии. В результате оформилась «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки», которая была официальна учреждена в сентябре 2002 г. президентом Дж. Бушем-младшим. При нем военная мощь становится главным оружием США, смещение акцентов в сторону национальной безопасности. Особо подчеркивалось в документе, что возникает необходимость «…позиционирования непараллельной военной мощи, а также высочайшего экономического и политического влияния Соединенных Штатов в мире». Этот документ и данная трактовка означает, что США и впредь должны демонстрировать «интернационализм» для гарантий безопасности человечеству, консолидированному отпору глобального терроризма. Также, американские интересы стали продвигаться под лозунгом свободной торговли. Появилась практика наложений санкций странам, которые не разделяли ценности США. Была разработана «Grand strategy» (пер. «Большая стратегия США»). Смысл заключается в односторонних действиях со стороны США, а именно: сохранение однополярного мира, новое понимание угроз (цена ошибки), снижается роль партнерства и т.д. При Буше мл. (2001-2009 гг.) происходила централизация власти США, сокращались «гражданские» свободы. При нем США отошли от гегемонии к империи («империя» как международная система – иерархическая система политических отношений при наличии только одной доминирующей державы) , так как после теракта необходим был контроль.

Таким образом, создание широкомасштабной коалиции государств для борьбы с международным терроризмом послужило основой осуществления американской стратегии в XXI веке. Смысл данной стратегии заключается в том, что США укрепляет свои позиции как мирового лидера, продвигает свои интересы при наиболее выгодных для нее условий, предотвращению такого хода событий, когда лидерству Соединенным Штатам может быть нанесен ущерб. Постепенно стал осуществляться переход США от «изоляционизма» к «интернационализму». Изоляционизм проявлялся в нежелании США быть связанными какими-либо международными обязательствами. Преимущественен для республиканской администрации. Например, США были против Киотского соглашения о сокращении выбросов газов, способствующих глобальному потеплению. Также изоляционизм проявлялся в принятии протекционистских законов, не пускали к себе на рынок.

Таким образом, с лидерством США сформировался современный мировой порядок, целью которого является распространение либеральной демократии, капитализма и прав человека. Угрозой считается терроризм, ОМУ (оружие массового поражения), нелиберальные режимы. Механизмами поддержания порядка являются многосторонние и коллективные соглашения в области безопасности (НАТО, ОДКБ, ОБСЕ, двусторонние союзы). Легитимные основания для военной интервенции – это нарушение территориальной целостности, гуманитарные катастрофы, терроризм, ОМУ. Агенты легитимации – международные организации.

Таким образом, после завершение холодной войны США добились своей цели. Сложилась однополярность под их доминированием. На сегодняшний день «американская однополярность» стабильна («А.О. — 1. Мощь США является «легитимной», поскольку опирается на демократические и либеральные традиции, а также международные организации и институты. 2. США взяли на себя глобальные обязательства по обеспечению безопасности и финансовой стабильности. 3. Глобализация и нарастание взаимозависимости делает сопротивление доминированию США дорогостоящим и бессмысленными мероприятиями). Факторы, способствующие США обеспечить легитимность своего положения и своих действий в первую очередь заключаются в том, что США способны обеспечить легитимность своего положения и своих действий, сохраняют контроль над ключевыми международными институтами, нейтрализуют ревизионистские настроения на периферии. Но не все так гладко. Украинский кризис стал вызовом американской гегемонии. США должны были мобилизовать своих союзников, что они и сделали. Показали, что гегемония еще жива. В свою очередь, Россия показала, что может менять международный порядок, нарушив одну из основ порядка, а именно территориальный «статус-кво». Наложение санкций со стороны Запада на Российскую Федерацию оказывается бессмысленным, что он и признал. США продемонстрировало, в свою очередь, кризис «мягкой силы», так как не получается сегодня своевременно ставить ситуацию под контроль. В Украине Соединенные Штаты не обеспечили безопасность. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день американское лидерство находится в кризисе, но США по-прежнему гегемон, так как несет общественные блага (например, безопасность), а также предлагает систему ценностей, которую поддерживает большая часть мирового сообщества. Не так просто представить, что будет, если США перестанет быть гегемонией. Можно только предположить, что если они перестанут сдерживать страны, например, Израиль, то в том регионе вспыхнет война. Если доллар прекратит свое существование в качестве резервной валюты, то что грозит мировой экономикой совершенно непонятно. Кто сможет заменить «шерифа» на его посту невозможно предположить, так как ни одна страна кроме Соединенных Штатов Америки, на сегодняшний день не может гарантировать безопасность и предоставлять экономические блага в таком глобальном масштабе, в каком это делают США, а также предложить такую систему ценностей, которую поддержит большая часть мирового сообщества.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий