Яндекс.Метрика
СОДЕРЖАНИЕ
1
24 января 2016

В этой лекции речь пойдет о первой функции процесса управления, о функции планирования. Что собой представляет процесс управления (или цикл менеджмент), а также функции, которые он в себя включает, в общем, мы уже разобрали в этой лекции. Этим же материалом мы начинаем цикл полноценных лекций по каждой функции в отдельности. Планирование как функция менеджмента может считаться основополагающей функцией. Дело здесь не в том, что она самая главная, она основная. С этой функции начинается весь процесс управления.

Сущность функции планирования заключается в нахождении и закреплении основных ориентиров или направлений деятельности любой организации. Поэтому говорить о том, что планирование это создание планов очень узко и неточно.
Значение планирования для менеджмента можно представить в виде рисунка.

Сущность функции планирования

Процесс планирования будет включать в себя ряд процедур и действий:
— сбор информации по ситуации или проблеме;
— анализ информации;
— нахождение направлений действий и формулировка целей, стратегий и планов;
— создание структуры или иерархии планов;
— внедрение разработанных планов;
— отслеживание выполнения планов.
Все это операции, которые могут выполняться в процессе планирования. Кроме того этот список можно и расширить, скажем дополнить написанием программ и проектов, которые будут находиться вне циклов планирования, но также похожи по процессу создания на разработку планов-целей.
Указанные элементы планирования как функции управления повторяют ряд этапов процесс принятия и разработки решений, но об этом речь пойдет в последующих лекциях.
Почему планирование является основой управления? Как уже сказано выше, с планирования мы начинаем управление. И дело здесь в том, что плановые показатели задают основу работы. По существу планы это ориентиры или указатели, они говорят нам, куда мы идет, к чему стремимся, и когда хотим этого достичь. Имея четкие целевые установки гораздо проще идти к намеченной цели. Собственно это и есть первооснова планирования для менеджмента.

Афоризм планирование ya-prepod.ru

Система планов организации

То, что создается в процессе планирования принято называть системой планов организации. Сама эта система очень разносторонняя, и включать в себя может кроме планов, также программы, проекты, стратегические направления развития, видение и тому подобные целевые ориентиры.
Какие же бывают планы? Укажем наиболее известные разновидности.
С точки зрения организационной деятельности обычно выделят:
план организации, всей сразу, характеризующий ее деятельность как единого механизма;
план подразделения, он говорит о том, чем будет заниматься само это подразделение;
план конкретного сотрудника, это наиболее мелкая форма плана, характеризующая будущую деятельность конкретного сотрудника на конкретной должности, обычно составляется самим сотрудником или его руководителем или совместно;
план дочерней компании – это, по сути, план подразделения, но более крупного, используется лишь тогда, когда организация имеет такую сложную структуру.
По срокам или временному горизонту выделяют планы:
дальнесрочные – самые большие планы по времени сегодня более 5 лет, для бизнеса большая редкость, в силу изменчивости внешнего окружения, о котором мы уже говорили в этой лекции;
долгосрочные – по срокам сегодня составляют 3-5 лет, самые длительные планы для коммерческих организаций;
среднесрочные – чаще всего срок таких планов 2-3 года, используются как самостоятельная форма редко;
краткосрочные – срок выполнения до одного года, самая распространенная форма планов;
оперативные – составляются на короткие сроки пол года, месяц, декаду или пятидневку, включают в себя детально прописанные действия и ресурсы.
Основа таких планов заключается в том, что чем больше срок исполнения плана, тем меньше в нем конкретики и больше общих направлений. Краткосрочные же планы наоборот имеют четкое описания, что и как надо делать и сколько ресурсов для этого взять.
К этой же классификационной группе близки и планы с точки зрения текущих или перспективных процессов:
стратегические планы – нацелены на общие, как правило, долгосрочные цели организации;
тактические планы – развивают стратегические, разрабатываются на короткий срок;
бизнес-планы – разрабатываются под конкретные проекты и идеи или привлечение ресурсов;
прогнозы – имеют дальний горизонт планирования и говорят о возможностях больше недели о конкретных и четких направлениях действий.
Кроме того планы могут различаться в зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
— план производства
— финансовый план
— план маркетинга
— план сбыта
— план продаж
— план по персоналу.
Данная группа планов в первую очередь связана с функциональной структурой организации, когда каждое подразделение имеет свой план действий, а организация соответствующее направление в данной функции.

Иерархия целей и планов организации

Процесс планирования завершается созданием различного рода документов, так сказать, продуктов планирования. Они имеют разные свойства и степень влияния на организацию. Именно поэтому и принято говорить и иерархии планов, а так называемой последовательности и подчиненности планов.
Если сказать проще, то есть основополагающею цели и конкретные планы, в основе иерархии находятся общие цели, им подчиняются более конкретные планы.
Иерархию планов и целей представим схематически.

Иерархия целей и планов ya-prepod.ru

Как уже отмечалось, продукты планирования очень разнообразны, используются для разных направлений деятельности организации, как основных, так и вспомогательных.

Принципы планирования

При разработке планов, очень важно соблюдать некоторые правила и важнейшие принципы планирования. Правила примерно одинаковые для всех управленческих функций, это полный сбор информации по проблеме, ее детальный анализ и формулировка направлений действий. А вот принципы планирования будут специфичны именно для данной функции:
1. Принцип ограничивающего фактора – очень важно понимать, что выполнить план можно только тогда, когда мы имеем на это ресурсы, поэтому, планирую, всегда надо четко помнить о наших возможностях которые ОГРАНИЧИВАЮТ наши действия.
2. Принцип взятых обязательств – план это ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, которые мы собираемся выполнить, и только для этого они создаются, а значит, мы должны идти к выполнению взятых обязательств в плане.
3. Принцип гибкости – связан с изменениями, которые очень часто встречаются сегодня, поэтому план должен быть ГИБКИМ, чтобы приспособиться к изменению, в противном случае выполнять его будет незачем, условия могут сильно поменять картину.
4. Принцип «навигационных изменений» — навигация связана с отслеживанием, планы устанавливаются на конкретный срок, и необходимо проводить СВЕРКУ, того что наметили с тем что достигли.
5. Принцип содействия достижению целей – каждый план разрабатывается в поддержку и для достижения ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ организации.
6. Принцип эффективности планов – план должен быть эффективным, не простой отпиской, а четко ПРОРАБОТАННЫМ ДОКУМЕНТОМ, один из самых сложных принципов.
7. Принцип первичности планирования – все управления начинается с разработки плана.
8. Принцип плановых предположений – все планы как мелкие, так и глобальные должны быть СОГЛАСОВАНЫ, чем лучше их проработка, тем эффективнее достижение общих целей.
9. Принцип структуры, стратегии и политики – чем лучше согласованы стратегия и политика, тем четче и понятнее будет структура планов.
10. Принцип согласования во времени – каждый план имеет временной горизонт, выполнение этих горизонтов основа эффективности всего процесса управления.

Комментировать
1
Комментарии
  1. Катерина ()
    Ответить

    Хорошая статья, спасибо!

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Функции менеджмента (управления) Основы менеджмента и маркетинга
1 комментарий

Подходы к управлению (в менеджменте) Основы менеджмента и маркетинга
0 комментариев

Внутренняя и внешняя среда организации (среда менеджмента) Основы менеджмента и маркетинга
0 комментариев

Организационные структуры управления Другие дисциплины
0 комментариев
Adblock detector