Как я стала учителем химии, и что из этого вышло

Как я стала учителем химии

И почему именно учителем химии?

Ещё в школе мне очень повезло с учителями: Казакова Анна Прокофьевна, Каримов Афлятун Набиевич, Дина Газизовна, Псянчина Мамдуда Мингужевна… Я готова называть каждого! Вообще, допустима ли такая формулировка — «повезло или не повезло»?

Моим учителем химии была и остается Янбаева Фания Касимовна. Так непонятная наука   превратилась в череду интересных и увлекательных открытий.

Непревзойдённым Учителем, учителем химии (жаль, не моим) остаётся, конечно, Фарида Мухтаровна, которую знаю и люблю по рассказам своих братьев, учителей, учителей-коллег, у которых уже я в свою очередь чему-то училась: Владимира Ивановича Третьякова, Раисы Шарифовны Файрушиной. Так, говоря сегодняшним языком, сложились приоритеты: в 1984 году по окончании школы после вступительных экзаменов я была зачислена на I курс химического факультета Башкирского Государственного Университета. До специализации было далеко (целых три курса), а выбор уже был сделан — кафедра высокомолекулярных соединений под руководством Карла Самойловича Минскера.

Но, ни ставший за пять лет родным химический факультет, ни исследовательская лаборатория, ни масштабный химзавод не смогли удержать меня и я уже «лечу» домой на малую родину по распределению в Муйнакскую среднюю школу учителем. Какой была школа в 90-е? Какие цели, задачи стояли, какие проблемы «трясли» образование? Первый мой школьный директор (а в жизни учителя важна и эта фигура!) сказал так: «Тройная метаморфоза произойдет с Вами – из вчерашней студентки, обрусевшей татарки должен получиться хороший учитель химии с преподаванием на башкирском языке». Именно «хороший учитель», потому что и в переломные 90-е, и в возрождающиеся 2000-е, и сегодня подход «кое-как», «как попало», «и так сойдёт» не допустим. Если ты стал учителем, будь добр — будь им!

И, даже, будучи директором Центра творчества детей и юношества, не оставляла меня, зацепившая когда-то учительская жилка. Я мечтала создать на базе Центра Школу юных химиков, в которой можно было бы вести очное, заочное и даже дистанционное (а сегодня с возможностями ИКТ это тем более реально и осуществимо) дополнительное образование для всех желающих, увлеченных химией детей. Все «три кита» химии — Теория, Практика, Расчёты в этом случае дают новые возможности. Теория – всевозможные научные гипотезы, Практика – исследовательские работы, Расчёты – легкость решения олимпиадных задач. А всё вместе – успех в насыщаемой любознательности, в становлении мировоззрения и образованности.

Возможности сегодняшней школы несравнимы со школой даже десятилетней давности. Это огромный потенциал информационных технологий, использование которых расширяет границы территориальные (участие в международных конкурсах, олимпиадах), визуальные, информационные, технические.

Сегодня в школе им. Ф. Султанова, в которой я преподаю уже 18 лет, кабинет химии оснащен компьютером, проектором, мультимедийными приложениями, цифровой лабораторией, возможен выход в сеть Интернет.

Чтобы обучать молодежь 21 века, в первую очередь нужно быть с поколением на «одной волне» — владеть компьютером, грамотно и рационально пользоваться Интернет-ресурсами и другими современными технологиями, состоять в социальных сетях.

Без компьютера уже и невозможно представить работу современного учителя. На этапе подготовки с его помощью я составляю схему, конспект, технологическую карту, маршрутный лист урока. На этапе проведения урока компьютер позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), мультимедийные приложения, электронные учебники. Виртуальная лаборатория делает более доступными практические занятия, для проведения которых раньше были необходимы реактивы, а также специальное оборудование. Это так же незаменимо и в случаях с опытами, которые не могу быть проведены в школьной лаборатории из-за их токсичности, но, тем не менее, требуемых для изучения по общеобразовательной программе. Например, химические свойства галогенов. Достаточно сказать про самый «безобидный» из них – хлор, который в годы Первой Мировой Войны использовался как химическое оружие, однако применение его в мирных целях гораздо шире, и поэтому изучение свойств хлора просто обязательно.

Компьютер, Интернет помогают мне и в контроле усвоения знаний при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по материалам, представленным на сайте ФИПИ в разделе «Открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ».

И, конечно, есть возможность создания собственных информационных продуктов, которые будут полезны не только мне и моим ученикам, но и моим коллегам вне зависимости от нашей удаленности друг от друга.

И все же высокие технологии без живого слова учителя, без его любви к ученику и собственному делу не воспитают человека, которому доверено будущее Земли.

Процесс воспитания, конечно же, трудный, ведь понимать гораздо сложнее, чем просто знать. Понять определение, реакцию или просто выучить? Однажды на заре своей «педагогической юности» придумала я такое задание для восьмого класса: дать определение физическим и химическим явлениям, именно так, как они сами видят его. Было разрешено писать в стиле сочинения. С каким рвением ребята подошли к работе, как старались оформить СВОЁ понимание в поисках правильного, по их мнению, определения и какие шикарные результаты это принесло! «Химическое явление – это, когда оно есть, а потом его нет…». Это были первые выводы и умозаключения моих учеников, первое вхождение в понимание ими предмета химия. И вот уж действительно впереди: «О, сколько нам открытий чудных…» Помните продолжение?

…Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

(А.С. Пушкин)

Мне кажется, что если бы педагоги Александра Сергеевича, узрев в нем будущего великого поэта в его четырнадцать лет, посчитали ненужным для него знание точных наук, то возможно и не написал бы он ни этих строк, ни многих других своих великих произведений.

Никогда не смогу согласиться, что литератору не нужна, например химия, математика или физика. Ведь именно гуманитариям свойственно смотреть на мир, как на единое целое (коим он и является), а химия, как и все другие науки — неотъемлемая часть этого целого. Поэтому очень хочу, чтобы мои ученики, с гуманитарным они или техническим складом ума, понимали химию, любили и считали её неделимой частью этого (своего) мира.

Шашкина Г.Р

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий