Эссе учителя музыки

Эссе учителя музыки

Вместо предисловия. …Ты должен запевать песню, которую подхватят находящиеся позади, и песней подстроить шаг каждого идущего… За тобой их — целая рота. Их – много, все они — разные: и совсем юные, и уже имеющие некоторый жизненный опыт. Здесь каждый своей службой отдаёт долг Родине и царю. А от твоей песни зависит их боевой настрой и, соответственно, результат всей кампании. На груди имеются заслуженные награды, свидетельствующие о мужестве и отваге, но каждый выход – как первый, и только от тебя зависит, как зазвучит твоя песня и станет ли она вдохновляющей для других – тех, кто следует за тобой.

Этот эпизод семейной истории является устным приложением к трём Георгиевским крестам прадеда, ротного запевалы в царской армии. И, пожалуй, именно этот период является «задокументированной» точкой отсчёта профессиональной принадлежности последующих поколений к музыке – его детей, внуков, правнуков.

Профессиональным музыкантом стала и я, выбрав специальность «Учитель музыки, преподаватель сольфеджио». Мир музыки разнообразен и чрезвычайно удивителен, а если учесть, что он непосредственно связан с духовной и эмоциональной сферами человеческой жизни,- то с этой точки зрения он невероятно сложен. Свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы каждый ученик смог не просто слегка прикоснуться к этому непростому миру, называемому музыкальным искусством, но и уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров, форм, направлений, стать сопричастным к нему и быть своего рода творцом.

Однако, справедливости ради стоит отметить, что сольфеджио само по себе – это «прикладная» дисциплина, которая состоит из свода правил, норм, канонов, и если рассматривать основную функцию предмета, тогда можно сказать, что сольфеджио – это музыкальная грамматика. Для занятий музыкой на любительском уровне это не столь нужно, но для успешной музыкальной деятельности учащихся освоение музыкальной грамотности – необходимо, а в широком понимании — без этого не может быть становления музыканта-профессионала.

Творческие коллективы, с которыми я работаю в Доме детского творчества Первомайского района г. Ижевска, имеют «солидный возраст», насчитывающий порядка 15 лет (и более). Это музыкально-хоровая студия, ансамбль гитаристов, эстрадно-вокальный ансамбль. Все из перечисленных коллективов являются постоянными участниками городских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей художественного творчества и мастерства. Поэтому занятия сольфеджио для участников этих объединений особенно важны и актуальны.

Каким образом сделать так, чтобы сольфеджио для детей было живым и интересным предметом, и не становилось «скучной и сухой» дисциплиной? Считается, что наибольшую эффективность приносит тот вид деятельности, который становится ярким, увлекательным занятием! Наиболее верный «совет» даёт Бенджамин Франклин: «Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь». Каждый обучающийся у меня ученик — это уникальная личность с собственным видением мира, со своими способностями, возможностями и чувствами. Главное – зажечь искорку интереса к изучаемому предмету! Не сводить сольфеджио к изложению теоретических правил и определений, а давать их в тесной взаимосвязи с живыми образцами музыки, ими слышимой и ими исполняемой! — тогда это вызывает у учащихся настоящую заинтересованность в изучаемых музыкальных формулах, интервалах и последовательностях, и, кроме того, формирует у них осознанное отношение к собственному исполнительству.

Каждый ученик стремится к познанию и усвоению чего-то нового. Да, все они разные, каждый из них неповторим, у каждого своя палитра эмоций и настроений. В основе моего педагогического кредо находится вера в ребёнка, понимание и принятие его удивительной души, его поступков и ожиданий, а также удовлетворение его потребности в любви и одобрении.

Ещё в начале педагогической деятельности, 16 лет назад, меня впечатлило высказывание, принадлежащее персидскому философу и врачу Авиценне (Ибн Сина): «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». С тех пор этот принцип стал для меня основополагающим в работе с детьми: считаю, что создание партнерских отношений, атмосфера доверия, уважения и эмоционального контакта придаёт ученикам уверенность в себе и понимание ценности сотрудничества.  На мой взгляд, мастерство учителя, педагога заключается в том, чтобы НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ: наставлять, но не тянуть за собой, побуждать, но не заставлять, открывать пути, давая возможность ребёнку самому увидеть перспективу, и быть готовым оказать помощь.

И особенно отрадно отметить, что ученики, повзрослев, избирают в качестве будущей профессии музыкальную и педагогическую деятельность, поступая в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Вот тогда вновь и вновь вспоминается история, изложенная в качестве предисловия: каждый должен спеть свою песню так, чтобы воодушевить других, увлечь за собой. И понимать, что это — не напрасно.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий