Эссе Тургенев Муму

Тургенев Муму

О ком же или о чем это произведение?
Перебрав всех персонажей, я понял, что этот рассказ не про одного из них. Ибо ни в ком нет должной уникальности и интересности. Барыня олицетворяет силу, законы природы. Она не уникальна, она просто есть, парящая над своим миром, питаясь жизнями его поселенцев, предоставляя им место для Игр. Герасим это микрокосм, — закон внутри закона. Иногда в «законе» происходит прогресс или откат, их предваряет экзамен, — восхождение на ступень следующего уровня. Это история про то, как человек создает иллюзию для того, чтобы преодолеть ее.
Герасим создал прецедент, когда спас тонущего щенка, но он бы не взял его жить к себе в каморку, не будь создана предшествующая ситуация в виде женитьбы и отъезда понравившейся ему Татьяны. Почему девушка не досталась Герасиму? – Карма! она же судьба. Не просто же так он немой! Значит чем-то, заслужил лишения. Я бы сказал, что до Муму все шло относительно спокойно, то что его забрали из села не считается, он все равно не фига не понял, это не вызвало его чувства протеста. Далее Природа снова попыталась взбудоражить персонажа (история с отъездом Татьяны). Персонаж еще не заслужил имя. После новой неудачной попытки пробудить в нем человека, Случайность подкинула ему щенка: не смог с человеком, попробуй с собакой! И… получилось! Собака — это очень правильно. Всяческие Каштанки и Хатико еще долго будут помогать писателям в создании миров. Но самое интересное в этом рассказе начинается после избавления от иллюзии по имени Муму. Теперь персонаж достоин иметь имя. Герасим! Он сделал усилие и подчинился законам Природы, перешагнув через свою волю. Но подчинившись, понял, что существо, которое в нем растормошили, не может существовать внутри порабощающей Природы, пусть даже эта Природа сто раз права, и тут начинается новый жизненный этап.

Эссе Тургенев Муму
Интересно, что герой идет на прежнее место. Это как раз и делает рассказ грустным.
С одной стороны Герасим покинул барыню, вышел из-под гнета. И таким образом, победил обстоятельства. Но бегство домой делает ситуацию утопичной, ведь сдав Экзамен физически, человек не сдал его морально. Герасим вернулся в зону комфорта и значит, не справился, сбежал от ситуации.
Муму – рассказ не о морали, а о функциональности.
Чтобы победить обстоятельства, нужно где-то взять силу, энергию. И энергия протеста пробудилась в нем в результате убийства собаки. Она выполнила функцию ключа зажигания, и механизм завелся. В этом случае неважно даже, чем кончилось дело, выбор героя второстепенен, это его проблемы, и нам незачем в них углубляться, а важна технология приведения в действия силы, рождающей перемены.
Сама же история, конечно, печальна и бесконечна. Не потому что «сколько таких Герасимов», но, сколько еще таких Муму надо будет ему создать и угробить, чтобы в природе продолжались изменения.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий