Эссе педагога — шаг в профессию

эссе я учитель

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», – говорил великий античный мыслитель Плутарх. Еще тогда, в древности, закладывались те истины, которые служат нам опорой в современном мире, не теряют своей актуальности, даже пережив столько столетий. И действительно, как часто в своей жизни я встречала людей, на которых, вроде бы, лежит такая сложная, ответственная и благородная миссия – вести ребенка за руку в мир познания окружающей действительности, но которые этой своей миссии не замечают. Или, быть может, не хотят замечать. «Мне мало платят», «дети – неблагодарные существа», «вам нет дела до меня, а мне – до вас» неоднократно слышала я то, что неоднократно говорили они. Быть может, это мне легко рассуждать с высоты моих «светлых» юных лет без преподавательского опыта, однако перед глазами всегда есть примеры. В том числе, примеры, на которые смотришь, затаив дыхание; примеры, которые становятся для тебя авторитетом, которые здесь, рядом, под боком, а не в книжках и в учебниках, которые часто разнятся с реальностью. Да может быть, и они время от времени так думают – но виртуозность их в том, что ты этого никогда не узнаешь.
Вернемся к репликам, приведенным мной ранее, и к их несчастным носителям, которые сейчас больше составляют правило, чем исключения. Ведь что мы имеем в итоге? В итоге мы имеем безыскусно потраченное время, от которого не получает удовольствия ни ребенок, ни сам педагог. Мы имеем механическую систему чеканки материала и упаковку их в головы с наклеиванием этикетки «Пройдено» – словом, как на фабрике изготовления колбасы, к примеру. Только в случае с ребенком нет гарантии, что в голову этот материал, утвержденный таким образом, дойдет. Ученик (и неважно, маленький он или взрослый) никогда не был безэмоциональной машиной, не имевшей пристрастий, симпатий и предпочтений, определенных психологических характеристик, и не чувствующий тонко отношения учителя к своему делу и его главному объекту – самому учащемуся. Отличник будет долго и упорно мучить себя, потому что «надо», потому что в детстве его приучили, что полезное чаще всего есть невкусно; двоечник – самый откровенный и искренний в этом плане человек – продолжит заниматься тем же, чем занимался и заставлять себя есть невкусное не будет. Педагог может быть умным сколько угодно, но вот уметь создать единое пространство с другой, пусть еще не такой значимой, как он, личностью, жить наравне с ней, быть необычайно наблюдательным психологом и чутким интуитом – это уже составляющие более глубокого аспекта – его мудрости. Истинный педагог должен быть мудрым.

Эссе педагога — шаг в профессию
Конечно же, я не могу не сказать и о том, что настоящий учитель, по моему мнению – всегда актер и художник. Как говорится: «и чтец, и жнец, и на дуде игрец» – ему мало обладать знаниями, он должен уметь творить перед зрителем, который внимает ему девять месяцев в году и порой бывает очень капризен. Когда человек увлекается? – Когда видит, что увлечены им. Это до смешного простое, однако работающее правило. И это правило работает с факелом, о котором говорил Плутарх – учеником. Поначалу это может быть совсем маленький огонек, благодарственно тлеющий: «Спасибо, что я интересен и нужен», который через время может запылать любознательностью и увлеченностью вашим общим делом.
Все эти истины, сказанные мной, естественно, не новы. Но в заключение мне хочется сказать, что лично для меня профессия учителя – это не стремление взойти по карьерной лестнице, внести какой-то масштабный вклад в уровень образования нашей страны, не увековечить себя в истории. Любая история начинается с малого. И мне достаточно увековечить себя в сердцах и памяти людей, которые будут благодарны за то, что моя профессия сможет им дать, за вклад, который я внесу в жизнь каждого из них – вплоть до простого житейского совета. Только тогда я буду знать, что сделала правильный выбор.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий