Яндекс.Метрика
Цель, задачи, виды и формы проверки и оценки качества знаний обучаемых

Цель, задачи, виды и формы проверки и оценки качества знаний обучаемых

Цель, задачи, виды и формы проверки и оценки качества знаний обучаемых
0
09 октября 2013

Проверка и оценка качества знаний студентов — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач.

Основная цель проверки качества знаний – это обобщение и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков учащихся, оценка эффективности и результативности учебно-познавательной деятельности каждого учащегося персонально.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения ряд важных задач:

— проверочную – показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате учения;

— обучающую – в ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности;

— развивающую – заключается в том, что контроль дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого;

— воспитательную – дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность.

На практике обычно применяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения. Текущий контроль проводится для усвоения нового учебного материала, рубежный применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта).

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля — регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить проводимые мной зачёты по основным крупным темам дисциплины «Менеджмент».

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль — это контроль обобщающий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень.

Формы проверки степени обученности — это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Основными формами оценки качества знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверка, стандартизованный контроль.

Общее назначение этих форм заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал.

Устный опрос — наиболее распространенная форма контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого можно получить широкие возможности для изучения индивидуальных возможностей усвоения учащимися учебного материала.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. С помощью фронтального опроса можно проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшей формой знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учениками, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этой формы дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в средних специальных учебных заведениях не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т. е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Эта форма используется при изучении специальных дисциплин (например, менеджмент), на практических занятиях, при выполнении курсовых работ, при прохождении производственной практики.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей — задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

На практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля — ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Оценка результатов учебной деятельности

Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке. Оценка — это определение и выражение в условных знаках, баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения знаний и умений.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи преподаватель — студент. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет студенту отметку, которая служит количественным выражением оценки.

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

Всякая оценка имеет организующее воздействие. Проверку каждый студент встречает с ожиданием отметки. Правильно поставленная оценка унифицирует познавательные интересы студентов, развивает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, настойчивость и другие важные качества личности.

Необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений студентов:

  • объективность. Оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, показывать, насколько сознательно и прочно обучаемый владеет этим материалом, самостоятельно его использует;
  • индивидуальный характер. Оценка фиксирует результаты сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента;
  • гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие, прежде всего на студента, которому она дана, так как он получает корректирующую информацию. Однако оценка влияет и на всю учебную группу: позволяет другим студентам соотнести знания и умения с требованиями контроля;
  • обоснованность. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением учебной группы.

Нет студентов, равнодушных к оценке, данной преподавателем. Во всех случаях необходимо предвидеть положительные и отрицательные ее последствия. Оценка, которая не побуждает студентов к дальнейшей работе, утрачивает свое значение.

Определение объективной оценки — очень важное и ответственное дело. Разработка критериев и норм оценок весьма трудна. Задача автора попытаться разработать новую более эффективную систему оценки знаний студентов, учитывая современные веяния в данной области.

В средних специальных учебных заведениях еще не сложились общепринятые критерии оценок. Исходный момент в оценке — ориентация на желаемый результат обучения. Следовательно, желаемый результат фактически выступает в роли главного критерия результативности обучения.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock detector