Яндекс.Метрика
СОДЕРЖАНИЕ
0
23 июля 2016

Дивизиональные структуры это вторая ветвь горизонтального управления или департементации. Посмотреть общую классификацию организационных структур можно в начальной части лекции. Дивизиональные структуры в целом это результат систематических процессов развития производственного и торгового бизнеса. Именно бурному расширению организаций обязаны своим появлением эти структуры управления. И в первую очередь структуры управления крупными корпорациями, а не маленькими или средними организациями.

Сущность дивизиональных структур

Когда и почему стали появляться дивизиональные структуры? Некоторые теоретики в области менеджмента говорят, что первые разработки дивизиональных структур стали проявляться еще в 20-е годы XX века. Исторически это действительно так, в период развития административной школы управление выделение дивизионов было вполне логичным. Но на тот момент времени такой подход к управлению организации был еще слишком сложным, да и не нужным. Массовое же появление и использование дивизионального управления относят к 60-70 годам все того же XX века. Эта ситуация вполне логична, именно в этот период времени наблюдался значительный рост крупных компаний, а они в свою очередь очень быстро развивались, завоевывая все большие рынки и направления деятельности. То есть можно сказать, что появление дивизиональных структур в первую очередь связано со значительным увеличением компаний. Обратим внимание на рисунок ниже.

Дивизиональная структура происхождение

Как мы видим, дивизионный принцип управления появился в силу двух причин, вернее сказать одного общего фактора расширения организации, но с одной стороны стали очень большие производственные площади, а с другой сам бизнес стал расширяться в разные смежные стороны. И если с массовым увеличением производства все понятно, это причина классическая, из-за такой же причины появились и штабные структуры и функциональные. То ДИВЕРСИФИКАЦИЯ это уже особенность именно дивизиональных структур. Что же собой представляет диверсификация?

Диверсификация – это помещение вложений в различные, часто не связанные между собой направления и отрасли, используется для получения дополнительных гарантий и страховки капитала от рисков. Что это значит? Это значит, что бизнесмен, имея крупный доходный бизнес, начинает задумываться о будущем, и свободные средства вкладывает в другие направления (производства, продажи, банки и т.д.), чтобы в случае потери одного бизнеса остаться с другим.

Дивизиональная структура диверсификацияИтак, диверсификация тот процесс, который привел к жизни дивизиональные структуры управления. Чем же отличаются дивизиональные структуры от структур функциональных?

Принципиальное отличие всего одно – основной работающий элемент в таких структурах это ДИВИЗИОН или как чаще его называют стратегическая единица бизнеса (СЕБ). То есть, если в функциональной структуре основа управленческих процессов это функциональные подразделения, именно на них держится вся работа, то здесь в дивизиональных структурах основа управления это производственные отделения, которые выполняют основные функции, как по производству, так и по сбыту продукции. Такая бизнес единица выполняет функции производства, и функции развития этого производства, а головная компания лишь задает общий вектор развития.

Разновидности дивизиональных структур управления

Построение дивизиональной структуры зависело от специфики работы компании и ее приоритетных направлений. Поэтому сложилось три подхода образования таких структур:

Региональная специализация – одна из самых распространенных, суть ее организация региональных представительств в разных странах, для улучшения процессов продаж продукции, это такая большая сбытовая сеть, но в разных странах. Построение таких подразделений дает возможности учитывать местное законодательство и обычаи располагаясь непосредственно в данной стране, а не проводя процессы продаж из головного офиса.

Дивизиональная структура региональная примерПродуктовая специализация – это формирование дивизионов по конкретному продукту или товару. Продуктовая специализация и раскрывает сущность дивизиональной структуры. Как и почему это работает? Считается, что если специализировать производства товара на одном предприятии, то это даст больший эффект чем если бы на одном предприятии производили сразу три вида продукции. Пример – предприятие производит мотоциклы, велосипеды и снегоходы, с точки зрения продуктовой специализации, каждый вид продукции нужно производить на своем предприятии, и таким образом мы получим три дивизиона, дивизион мотоциклов, дивизион велосипедов и дивизион снегоходов. Каждый из этих дивизионов занят только производство и продажей данной продукции и никак не связан с другой продукцией, это и есть сущность дивизионального управления, концентрация на одном направлении и работа только с ним.

Дивизиональная структура продуктовая примерПотребительская специализация – это частный случай продуктовой специализации, в такой структуре в качестве базовых дивизионов выбираются важнейшие для организации потребители, и для них создается специальное подразделение, которое работает только с данным клиентом. Такой подход позволяет максимально удовлетворить запросы каждого потребителя. Потребительская специализация может использоваться тогда, когда клиент действительно важен и занимает большую долю в портфеле ассортимента компании.

Дивизиональная структура потребительская пример

Достоинства и недостатки дивизиональных структур

Укажем, чем же так хороши дивизиональные структуры, и что в них отрицательного.

В целом все три разновидности имеют одно общее преимущество, по сравнению с линейно-функциональной структурой, дивизиональные более гибкие. То есть эти структуры гораздо лучше приспосабливаются к изменениям во внешнем окружении и находят пути выхода из сложных ситуаций. Эти структуры в большей степени ориентированы на результат, а добиваются его за счет лучшей работы с потребителем.

Кроме того каждая из разновидностей имеет свои преимущества.

Региональная структура максимально полно учитывает специфику местного рынка и специфику законодательства, тем самым не допуская возможных ошибок связанных с культурными и религиозными особенностями региона.

Продуктовая специализация дает возможность улучшать характеристики продукта и четко представлять его место и роль на рынке, за счет более быстрого анализа текущей информации.

Потребительская специализация дает возможность максимально полно удовлетворить потребности важнейших клиентов.

Недостатки у данных структур тоже имеются. Они будут относиться сразу ко всем терм типам структур. Данный тип структур привел к росту числа уровней управления, что снижает его эффективность, как следствие увеличение числа руководителей среднего звена и появление эффекта «спихивания», когда каждый уровень считает работу не своей, а других сотрудников. И как финальный аккорд росту затрат на содержание аппарата управления.

Подводя итог, стоит сказать, что дивизиональные структуры позволяют более эффективно работать и приспосабливаться к рынку, но усложнили систему координации и увеличили объем расходов на оплату труда.

Однако перспективы использования таких структур в современном управлении существенны. При этом, сегодня можно говорить об использовании дивизионального построения как в больших, так и в средних организациях. Если с большими компаниями все понятно, им неизбежно стоит использовать такой принцип построения, так как много отделов и служб. Использование же в небольших организациях дивизионального принципа может стать толчком в развитии компании. Поэтому мы и говорим, о том, что дивизиональные структуры сегодня очень востребованы.

Кроме дивизиональной структуры, быстро справиться с задами внешнего окружения помогает матричная или проектная структура, о них поговорим далее.


Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Функции менеджмента (управления) Основы менеджмента и маркетинга
1 комментарий

Планирование в менеджменте Основы менеджмента и маркетинга
1 комментарий

Матричная (проектная) структура управления Основы менеджмента и маркетинга
0 комментариев

Предмет, метод, задачи и объект менеджмента Другие дисциплины
0 комментариев
Adblock detector